Книга

Дорогие друзья, читатели, посетители этого сайта!

Представляю вам начало книги «ОБРАЗНОЕ ПАРЕНИЕ в РУССКОЙ БАНЕ».

 Привожу здесь для общего ознакомления  выходные данные книги с аннотацией, оба предисловия (первый и второй тираж), введение и также первую главу.

Купить книгу вы можете прямо на этом сайте в разделе Интернет-магазин:

http://obrazpar.ru/cat/obrazpar/

 

УДК 37.04

ББК 53.59

И177

Ивакин И. В. Образное парение в русской бане, — Новосибирск, Издатель Ивакин И. В., 2016. 174 с.

ISBN 978-5-93240-258-0

Книга посвящена описанию практических банных процедур в русской парной бане. Автор книги ставит и находит ответы на следующие вопросы: как, чем и что очищает и исцеляет баня, и к чему должен стремиться парильщик в бане? Ответы на эти вопросы автор находит, опираясь на древние знания о природе материальных стихий и природе человека.

В книге описаны технические движения вениками и действия парильщика, а также раскрыты образы действий парильщика. Показано, чем техника движений, то есть внешние, механистичные действия, отличаются от действий, наполненных глубинным смыслом, за которыми стоят определенные образы действий. Автором описаны 12 основных технических движений парильщика, рассмотрены 15 основных действий парильщика и образы, соответствующие этим действиям, а также приведены краткие описания 12 основных процедурных вопросов для успешной бани.

В заключение автор пишет о принципах построения связок различных движений, наборов определённых техник, комбинаций действий и образов действий парильщика, как о некоем искусстве парения в русской бане для достижения эффекта «легкого пара».

Редактор: Бояринцев Иван Борисович

Обложка и оформление: Коваленко Алексей Николаевич.

Издатель Ивакин И. В.

ISBN 978-5-93240-258-0

© 2016, Ивакин Иван Владимирович

 email: obrazpar@mail.ru   http://www.obrazpar.ru   vk.com/obrazpar, facebook.com/obrazpar

 

Предисловие к дополнительному тиражу

Дорогие читатели! Прошёл почти год с момента выхода в свет первого издания этой книги. Изначально в мои пла­ны входила существенная переработка книги для подготов­ки второго издания. Однако, практически все книги у меня уже закончились, тираж распродан, а я смог только частично переработать отдельные разделы книги. Это произошло по­тому, что за этот год я поменял своё представление о том, как должна быть переработана книга, но сделать переработку просто не успел. Поясню, почему это произошло.

За прошедший год мне удалось провести в нескольких городах различные лекции, семинары, тренинги, мастер­классы, как среди любителей, так и среди профессионалов. Для любителей это были скорее общеобразовательные и по­пулярные мероприятия, а для профессионалов это были обу­чения моим авторским программам парения, а также банным SPA-программам. За это время я разработал около 20 различ­ных программ, часть из которых внедрена и используется в коммерческих банных комплексах и SPA-центрах. Так не­ожиданно для самого себя я стал ещё и банным технологом. А для того, чтобы организовывать и проводить семинары и тренинги, пришлось осваивать разработку и создавать учеб­ные планы по семинарам и тренингам, программы обучения для них, и ещё инструменты продвижения семинаров и тре­нингов. Кроме того, мне посчастливилось принять участие в региональных состязаниях по банному мастерству, а также побывать в роли судьи на двух региональных чемпионатах. В процессе всей этой деятельности возникли идеи по созданию видеоматериалов, и я разработал сценарий для видео-курса из 7 уроков по мотивам книги, а также сценарий для видео­коллекции основных движений пар-мастера. Оба сценария были реализованы – совместно с Иваном Бояринцевым мы записали оба этих видеоматериала.

Безусловно, вся эта деятельность обогатила меня новым знаниями, дала толчок к иному видению, как перерабатывать книгу, но реализовать это видение пока не получилось – уже пора печатать дополнительный тираж.

Поэтому в дополнительном тираже я внёс только редакци­онные правки, улучшающие стиль изложения и упрощающие понимание смысла текста. Этими правками занималась Ма­рия Куклина, за что я премного ей благодарен и признателен. Кроме того, в этом тираже вставлены цветные фотографии, а также сделаны украшения страниц, которые подготовил за­мечательный и талантливый художник Алексей Коваленко. В связи с этим пришлось несколько изменить вёрстку кни­ги, что великолепно сделала Александра Лотарева, которой я приношу свою благодарность.

Особую благодарность выражаю компаниям «Банный Союз», «Инжкомцентр ВВД», «СаунаСтройСервис», «Барк­СтройСервис» и «Уральская турбаза» за партнёрскую под­держку дополнительного тиража на стадии его печати.

 Буду рад ответить на ваши вопросы:

obrazpar@mail.ru, тел.: +7 913 915 9805

Мои авторские ресурсы в социальных сетях:

vk.com/obrazpar; facebook.com/obrazpar

Видеоматериалы представлены здесь:

http://www.obrazpar.ru/

 

Предисловие

Как-то незаметно для меня самого русская баня прочно вошла в мою жизнь и стала одной из её составляющих. Есте­ственным образом я использовал ее много лет, парил друзей и знакомых, набирался опыта, смотрел, как это делают другие, наблюдал за собой и теми, кого я парю, изучал видео о банях по интернету, читал книжки и истории про баню. И в один прекрасный момент я понял, что у меня начала складываться вполне определенная система, включающая и порядок дей­ствий, и сами действия, и глубинный смысл этих действий. Я стал анализировать и систематизировать все имеющиеся у меня знания, углублять и расширять их. И когда система практически уже сложилась, я понял, что мне её надо кому-то начинать передавать. Тогда я начал рассказывать всем, кого я парю, что я делаю и как я это делаю.

Однако позже я понял, что этого недостаточно, потому что объем знаний и опыт, которые у меня накопились, невозмож­но передать урывками во время проведения одной бани. Для этого нужно выделить специальное место и время, и излагать все системно, по порядку. Причем, передавать это нужно тем, кто сам хочет это взять. Так возникла мысль о проведении семинаров и мастер-классов по русской бане. И я начал это делать. Однажды один из замечательных людей, известный писатель, психолог и философ, Вячеслав Олегович Рузов, ко­торый был у меня в гостях и которого я парил, неожиданно для меня сказал, что мне пора писать книгу о русской бане, и так передать это гораздо большему количеству людей. С его легкой руки и была написана эта небольшая книга.

Данное предисловие не будет полноценным, если в нем не высказать благодарности всем, кто помогал мне в написа­нии этой книги.

Первым делом благодарю В. О. Рузова за то, что он вдох­новил меня на это.

Благодарю Михаила Альбертовича Суботялова, специали­ста и автора книг по аюрведе, за советы по поиску сведений об аюрведических процедурах прогревания и пропотевания.

Приношу свою благодарность Вячеславу Васильевичу Башмакову, основателю и хозяину компании «БаркСтрой­Сервис», более 20 лет занимающемуся строительством все­возможных бань, саун и хамамов, который дал мне в пользо­вание свою библиотечку книг по баням.

Я очень признателен и благодарен руководству Центра банной культуры «Купало» за предоставленную возмож­ность проведения съемок в этом Центре для получения по­ясняющих фотографий.

Благодарю Алексея Николаевича Коваленко за качествен­но сделанные фотографии и рисунки для этой книги.

Выражаю свое уважение и благодарность Ивану Борисо­вичу Бояринцеву, президенту НП «Банный союз», за все ре­дакционные и профессиональные замечания. Я также благо­дарен ему за составленный им отзыв к этой книге.

А также я выражаю благодарность всем авторам книг о банях, которые мне удалось прочитать во время и до написа­ния этой книжки и которые я использовал для ее подготовки и написания.

 

 

Введение

Русская баня – эти два магических слова вряд ли остав­ляют кого-то равнодушным. Для многих людей русская баня– это символ здоровья, символ очищения, символ радости души и тела, символ праздника, а многие вообще не пред­ставляют жизни без русской бани. Для тех, кто живет в дерев­нях и селах – это просто неотъемлемая часть жизни.

Что же это за чудо – русская баня? Что же такого магиче­ского, сакрального и удивительного происходит там? Суще­ствуют ли особые секреты, из-за которых баня так популяр­на? Хотя многие пользуются русской баней, редко кто заду­мывается над этим….

Из всех тех, кто ей пользуется, за исключением профес­сионалов и мастеров парения, большинство обычных людей получают далеко не всё, что возможно и нужно получить. Обычные люди зачастую даже не подозревают, что может дать русская баня, и пользуются ею очень примитивно. Я не говорю уже о тех людях, которые вообще не пользуются рус­ской баней. Происходит это от того, что в основной массе мы растеряли глубокие знания о русской бане, мы растеряли культуру банного искусства. Мы зачастую толком не знаем, как правильно нужно парить и париться, потому что видим и повторяем только внешние, механистичные действия в бане, да и знакомы только с 3-4-мя из них. Большинство простых людей даже не подозревают, какая мощная оздоровительная и очистительная сила заложена в русской бане и что способ­на сотворить эта сила, если её правильно, со знанием дела применять.

Тем не менее, в последнее время популяризация русской бани набирает обороты благодаря усилиям энтузиастов, ко­торые создают направления и школы русской бани, размеща­ют текстовые и видеоматериалы в сети Интернет, что меня вдохновляет и радует.

Необходимо также отметить, что о русской бане напи­сано немало различных статей и книг, и даже несколько эн­циклопедий, как современными авторами, так и авторами, жившими в предыдущие века. Достаточно подробно описана в этих книгах история бань, в том числе русской бани, при­ведены результаты исследований о воздействии банных про­цедур практически на все органы и физиологические про­цессы в человеческом теле. Во многих книгах детально опи­сано строительство бань, даются подробные рекомендации из чего строить баню и как её строить. Большое внимание в разных книгах уделяется всем сопутствующим бане про­цессам и действиям, а также оздоровительным процедурам, стоящим на стыке с банным делом. К ним относятся массаж, правка суставов и внутренних органов, растяжки, лажение, закаливание, ароматерапия, лечение настоями и отварами трав и ягод, промасливание, медовые процедуры, глиняные и соляные процедуры, психотехнические работы и т.д. И в то же время, в этом большом количестве книг крайне мало написано о том, как лучше париться и как лучше парить дру­гого человека. Если взять всю информацию, изложенную в книгах о русской бане за сто процентов, то информация о том, как парить, будет составлять не больше пяти процентов А ведь это и есть самое главное в бане! Конечно, знания о том, как парить и париться, представлены не только в книгах, этими знаниями в гораздо большем объеме обладают многие профессионалы-парильщики, массажисты, совмещающие баню с массажем, народные целители, ведуны и знахари, и даже обычные люди, которым от отцов и дедов были пере­даны знания о бане. Однако если говорить о книгах, там этой информации мало и недостаточно.

Огромное спасибо всем авторам, которые описывают спо­собы и методы парения. Вместе с тем, следует отметить, что практически никто из них, за редким исключением, не рас­крывает полноценно образов того, что же и как они делают с самим человеком, которого парят, что они делают с телом этого человека, и к какой цели они стремятся. В лучшем случае это сводится к красивому художественному описа­нию различных движений вениками или к перечислению не­скольких технических приемов. Конечно, это очень важно и нужно для понимания того, как лучше и правильнее парить, это очень ценные знания, которыми далеко не все обладают, кто пользуется баней. Более-менее этими знаниями владеют профессиональные парильщики, которые работают в банях, спортсмены – парильщики, спортивные врачи и массажисты, народные целители. Хотелось бы отметить, что две, на мой взгляд, самые сильные современные книги о бане были на­писаны спортивными массажистами, которые работали со сборными по различным видам спорта СССР и России. Но при всем при этом, образы действий парильщика так и оста­ются до конца не раскрытыми в литературе.

Постараюсь пояснить, что я имею в виду. Возьму два про­стых примера. Первый пример: когда хирург оперирует боль­ного и вырезает ему опухоль, он предельно четко понимает, что он делает, причем он еще в самом начале операции уже знает, что и как он будет делать с телом пациента. То есть, у него в сознании есть совершенно четкий образ действий, который он и реализует впоследствии своими действиями. При этом он также четко знает, какова цель операции, то есть, каким должен быть её результат. Он знает, с помощью кого и чего он будет делать операцию, какие инструменты и ка­кие лекарства он будет использовать. Второй пример: когда массажист делает массаж пациенту для снятия мышечного напряжения, он совершенно четко знает и понимает, что нуж­но убрать именно это напряжение. Он знает, как это следует сделать и с помощью чего он будет это делать, какие массаж­ные движения будет применять, какие технические приемы будет использовать. У массажиста также есть полный образ действий и ясное понимание того, что он делает с пациентом.

Возвращаемся теперь к парильщику. Парильщик ведь также работает с телом другого человека, он ведь также осу­ществляет воздействие на тело человека. А раз есть воздей­ствие, то непременно будет и результат. Результат же всегда определяется воздействием. Здесь было бы очень хорошо понимать, чего же хочет достичь парильщик, когда начина­ет парить другого человека? Чем же парильщик воздействует на тело другого человека? Более того, было бы неплохо так­же ясно понимать и осознавать, с помощью чего парильщик воздействует на тело другого человека. Что он использует и как использует? Какие технические движения существуют в принципе, и что может стоять за каждым техническим дви­жением? Какие технические движения лучше применять в каких случаях и для каких целей? Какой образ действия сле­дует удерживать в своем сознании, когда паришь человека? А еще ведь в бане можно регулировать температуру и на­сыщенность пара! И возникает вопрос: как правильно этим пользоваться и для каких целей? Собственно говоря, пред­лагаемая вашему вниманию небольшая книга — и есть по­пытка дать ответы на заданные вопросы. Эти ответы я искал сначала неосознанно, а потом осознанно много лет. Нахож­дению искомых ответов способствовало то, что я изучал Рус­скую и Славянскую народные культуры, а также Ведическую культуру. Много знаний о бане я почерпнул из знаний об этих культурах.

Оговорюсь сразу, что я не претендую на то, что нашел все­объемлющие ответы на поставленные выше вопросы. Скорее всего, я лишь начал отвечать на них, и очень многого еще не знаю и не умею. Поскольку мне все же удалось в какой-то степени найти ответы на перечисленные вопросы, используя знания и опыт других людей и свои реализации, я счел не­обходимым поделиться своим видением и своими знаниями с другими людьми. В этом и заключается основное предна­значение этой небольшой книги.

Соответственно этому предназначению, в предлагаемой вашему вниманию книжке в основном рассматриваются от­веты на эти вопросы, и не описываются вопросы, которые были исследованы другими авторами. Очень кратко я рас­сматриваю вопросы подготовки бани и другие процедурные вопросы, поскольку они не являются главными, но тем не ме­нее важны в данном контексте.

Две главы, которые содержат описание исторических и географических корней бани, а также обзор изданий совре­менных авторов о бане, я разместил в конце книги. Сделал я это осознанно, поскольку не всем эта информация будет инте­ресна, однако без этих разделов книга будет неполноценной.

Для любознательного читателя должен отметить, что с целью подготовки сознания к более глубокому пониманию основного материала, расширению сознания для восприятия более глубокого слоя информации желательно сначала про­читать две последние главы, а затем уже переходить к первой главе. Впрочем, можно прочитать всё подряд, а потом снова вернуться к началу книги.

Здесь также важно отметить, что я не являюсь профессионалом-парильщиком, я просто любитель русской бани. В связи с этим, на эту книгу стоит смотреть как на опи­сание опыта и знаний любителя, смотрящего именно с точки зрения любителя и простого человека, поскольку профессио­налы, которые посвятили всю свою жизнь банному делу, смо­трят несколько с другой стороны. Мне хотелось бы, чтобы каждый человек, который не равнодушен к бане, смог бы сам взять и практически применить элементы банной культуры для себя и для своих близких людей, смог бы осознанно и максимально эффективно парить и париться в бане.

Также важно отметить, что я практикую и описываю вполне определенный подход к банным процедурам, который может отличаться от подходов других людей, поскольку нет одинаковых даже двух людей, все люди абсолютно индиви­дуальны.

В процессе подготовки данной книги к изданию мне по­счастливилось познакомиться с замечательным профессио­налом банных дел Бояринцевым Иваном Борисовичем, пре­зидентом НП «Банный союз». Как выяснилось в процессе этого знакомства, у профессиональных банщиков, которые проводят различные фестивали и чемпионаты по банному мастерству, есть своя сложившаяся терминология приемов парения. И эта терминология несколько отличается от тер­минологии, которую я использую в своей книге. Отличия имеются двух видов: они есть в разных названиях одних и тех же действий, а также в том, что я разделяю технические движения и действия, в которых используются различные технические движения. В связи с этим, в виде отдельного Приложения 1 я провел сопоставление терминов, которые я здесь использую, и терминов, которые используют професси­ональные парильщики на своих чемпионатах по банному ма­стерству. Там я указал на полное или частичное совпадение применяемых терминов, что позволит людям, привыкшим к профессиональным терминам, однозначно воспринимать термины, применяемые в этой книге.

Основная особенность этой книги состоит в том, что в ней делается главный акцент на построении и применении образов действий парильщика, соответствующих этим дей­ствиям. Это я почерпнул из тех знаний, которые получал, изучая русскую народную и ведическую культуры. При этом я беру самые простые и понятные образы действий, которые можно назвать упрощенными по сравнению с образами, ис­пользовавшимися нашими предками в обрядовых и ритуаль­ных действиях, в том числе с приговорами и заговорами. Для этого я использую представление о недугах и болезнях как о напряжениях в плотном и тонком телах человека. Эти на­пряжения следует убрать или снять определенным образом с помощью стихий эфира, огня, воды, воздуха и земли, находя­щихся в парной в активной фазе.

Применение более глубоких и полных образов в обрядо­вых и ритуальных действиях и со специальными заговорами и приговорами в их изначальной форме как элемента массо­вой банной культуры практически было утеряно, но все-таки сохранилось в некоторых описаниях и в практике очень не­большого количества людей. Для того чтобы понимать, что я имею в виду под более глубокими образами, поясню, что такое ритуал и что такое обряд.

Слово «ритуал» происходит от санскритского корня «рита», что означает «порядок» в широком смысле, и в том числе гармонию состояния мироустройства. Поэтому ритуал есть некое действие, которое приводит в порядок, в гармо­нию с мировым порядком внутреннее состояние человека и его внешние действия. Каждый человек должен действовать в соответствии с мировым порядком или законами, по кото­рым устроен этот мир. Для обучения этому и для поддержа­ния этих законов, когда они нарушаются, используются риту­альные действия.

Слово обряд происходит от слова «ряд», который не­сет в себе смысл действия «рядиться», «наряжаться» в со­ответствии с определенными правилами. Также это означа­ет встать в ряд прохождения человеком определенных веж[1] в соответствии с его возрастом и набранными качествами. Так, например, незамужняя девка, то есть невеста (не-веста, не обладающая соответствующими вестями или знаниями), не может встать в один ряд с замужней женщиной, то есть «рядиться» под замужнюю женщину. Невесте нужно набрать определенные качества, чтобы она могла стать женой и ма­терью. И тогда возможен переход из одной вежи в другую, но для этого нужно действие, которое называется «обряд». После обряда невеста становится замужней женщиной. И все теперь знают – девка стала замужней женщиной. Она пере­шла в другую вежу. Теперь с ней нужно обращаться по пра­вилам этой вежи. Или, например, маленький мальчик также не может встать в один ряд с парнем, как не может парень встать в один ряд, например, с воином. Они оба станут невежами, если начнут «рядиться» не в свои «одежды». Необхо­дим набор качеств, затем прохождение обряда, и только тог­да можно пополнить ряды соответствующей вежи. Обрядов у русского народа было множество, охватывающих и более простые жизненные ситуации, при этом все они имели чет­кий смысл, и были наполнены вполне конкретными образа­ми.

Поэтому, и ритуалы и обряды являлись очень важными составляющими жизни русских людей. Они были жизненно необходимы, чтобы мир был упорядочен, управляем и со­зидателен. Но при этом и ритуалы, и обряды проводились в глубоком понимании всего мироустройства, при наличии определенного воззрения на то, как человек позиционирует себя и свое положение в мироздании. В противном случае они не имели смысла. До христианства на Руси мировоззре­ние людей было сформировано древней культурой, а именно, ведической. По сравнению с молодым христианством, при­шедшим на Русь примерно за тысячу лет до этого, она на­считывала сотни тысячелетий.

После потери многовекового мировоззрения русского народа в период расцвета христи­анства, и позже коммунизма, многие обряды и ритуалы со­временным людям стали казаться если не глупыми, то бес­смысленными непонятными. Все это происходит потому, что современные люди не способны увидеть за ними те образы, которыми было наполнено мировоззрение русского народа в древности. Поэтому мы и не можем толком применить ри­туалы, обряды, приговоры и заговоры – у нас отсутствует со­ответствующее мировоззрение. Чтобы их применять полно­ценно, надо поменять мировоззрение. Только тогда они на­полнятся образами, силой и станут действовать.

По этой причине в данной книге я применяю лишь са­мые простые образы действий, понятые большинству людей с мировоззрением, присущем нашему поколению и нашему обществу. Однако эти образы все равно опираются на древ­ние знания, которые, несмотря ни на что, вызывают интерес и отчасти принимаются множеством людей в современном обществе.

Еще раз хочу отметить, что для полноценного образного парения в русской бане с использованием всевозможных ри­туалов, обрядов, заговоров, приговоров, молитв и мантр, не­обходимо принять мировоззрение русского народа в рамках ведической культуры, на котором они были основаны. Только тогда они будут наполнены образами и будут иметь воздей­ствие. Тем не менее, возможно применение упрощенных об­разов, соответствующих нашему текущему мировоззрению, которые, даже в таком виде, обладают удивительной силой.

Эту книгу я написал в виде рассказов и бесед, которые я проводил на банных семинарах, обращаясь непосредственно к слушателям. А сейчас я обращаюсь к вам, дорогие читате­ли. Надеюсь, что эта книга будет вам интересна и полезна.

 

  1. Как, чем и что очищает и исцеляет русская баня?

«Душистый пар не только тело, но и душу лечит; Баня любую болезнь из тела гонит; Вылечился Ваня — помогла ему баня.»

– русские народные пословицы.

 

Как-то раз я парил своего соседа по даче. Справедливости ради нужно сказать, что я его не часто приглашаю в баню. Но не потому, что не хочу, а потому, что у меня много друзей и знакомых, которых я парю, и просто нет возможности кого­-то одного парить часто. На этот раз у нас с ним выдалась замечательная баня, было отличное настроение, размеренно текла «банная беседа». После второго захода я ему говорю: ну вот, теперь ты должен лечь и принять «шавасану», поле­жать минут пять в безмолвии и в безмыслии. Иными слова­ми, ты должен быть в абсолютно медитативном состоянии. Он ложится на топчан, закрывает глаза, блаженно улыбается, и я вижу, что он засыпает. «Ну ладно, — думаю, — пусть по­спит». Проходит минут пять, я его осторожно бужу, и спра­шиваю: «Ну как ты»? Он открывает глаза, выдерживает дли­тельную паузу, и медленно-медленно шепчет: «Я нахожусь в абсолютно вегетативном состоянии». После этого мы с ним дружно ржём над каламбуром и садимся пить чай.

В другой раз к нам в гости приехали индусы, которые за­нимаются Джаганнатха-терапией. Джаганнатх – этим име­нем обращаются к Повелителю Вселенной в ведической те­ологии. В общем они оказались настоящими мастерами йоги. Что они вытворяли со своим телом трудно описать! И массаж они делали просто классно и неповторимо. Хотя, массажом это трудно назвать, потому что кроме массажа они и по ка­налам проходили, и на всякие точки тела воздействовали, и растягивали, и кололи, и били тело, и тыкали в него какими­-то деревяшками. Я называл их комнату «пыточной камерой». Однако после такого массажа в теле происходили чудеса. Они ставили на ноги совсем больных и обездвиженных лю­дей за один сеанс.

Но я не об этом хочу рассказать. Это я говорю лишь для того, чтобы было понятно, о ком идет речь. Один из индусов первый раз приехал в Россию и почти ничего не понимал по­русски. А я практически ничего не понимаю по-английски и не говорю по-английски, за исключением нескольких слов. По хинди я тоже никак! И вот я предложил этому индусу схо­дить в парную. Затопил баню, привел его, показал и немного через переводчика рассказал в самых общих чертах о бане. Он так странно смотрел на меня, на печку и говорил: «почти как у нас летом во Вриндаване. Там летом бывает до 60 гра­дусов. Но зачем делать так жарко? Я не люблю жару». Одна­ко он согласился попробовать.

И тут переводчику срочно понадобилось уехать. Я пря­мо расстроился. «Ну, — думаю, — как же я ему буду все объяснять-то?» Я всегда рассказываю тому, кого парю, что я делаю. И всегда стараюсь передать образ своих действий, чтобы человек вместе со мной помогал сам себе. Это очень способствует парению. Да и вообще, он же первый раз в бане, ему вообще все надо рассказывать! Но делать нечего, обяза­тельства взяты, баня готова, человек ждёт, надо действовать. И я принимаю решение все равно все ему рассказывать, по­скольку знаю, что если я строю в своем сознании четкий об­раз, то другой человек может считать этот образ, если нахо­дится в чистом состоянии сознания. Надо здесь отметить, что не все, кого я парил, даже при детальном рассказе о моих дей­ствиях, понимали, что я делаю. Вернее, они не верили в то, что это работает, а значит, они не видели того, что я делаю. И вот, я начинаю индуса парить, и рассказываю, рассказываю. Говорю ему: «расслабься, полный релакс, помогай мне. Смо­три, что я делаю. Вот я жаром расслабляю твое тело, вот пар входит в твое тело. Ты доложен делать то-то и то-то. А вот так я вытягиваю недуги и напряжения из твоего тела. А вот сейчас я выдергиваю, а вот сейчас растягиваю напряжения в твоем теле и выбрасываю их». И вдруг я начинаю чувство­вать, как он подхватывает на тонком плане мои действия. Я понимаю, что он видит, что я с ним делаю. Останавливаюсь, и спрашиваю: «ты понимаешь, что я делаю?» Он так хитро смотрит на меня, и говорит: «ай си!» Ну молодец, и всё тут! Я начал продыхивать, прогуживать, начал покряхтывать, по­станывать, стал призывать его также подключиться к этому звуковому процессу, стал говорить ему, чтобы он не сдержи­вался. И он тут же включился, стал звучать на все лады, ино­гда даже вскрикивая при этом. У нас с ним наладился такой контакт, которого я ещё ни с кем не мог ни разу установить даже при отсутствии языкового барьера! Мы просто слились с ним в одно целое. Начинаю выколачивать из него напря­жения, начинаю выбивать – и он это делает вместе со мной, раскрывая все свое тело! Мы вместе с ним уже почти кричим в унисон от радости. А уж когда я стал сбрасывать с него на­пряжения, баня просто заходила ходуном. Я кричал: Ха-ррр­а-шо! А он кричал: Ха-ррр-и-бол! В полном удовлетворении я завершал последний пар, заглаживал его легчайшее, как пушинка, тело. Оно стало таким по всем моим ощущениям. Потом мы с ним обнялись как братья, и пошли в речку на омовение и купание.

А еще как-то раз я парил своего нового знакомого, мо­лодого человека, которому слегка перевалило за тридцать, к которому я отношусь теперь как к своему сыну. Как обычно, перед заходом в парилку веду с ним душевную беседу, уста­навливаю душевный контакт, помогаю очистить ему созна­ние, переключить на банный лад. Вижу, что его что-то силь­но беспокоит. Говорю: «рассказывай, не бойся, что там такое, может быть, мы уберем это в парилке». Все он не рассказал, видно сильная боль за этим стояла, но мы добрались с ним до общего названия проблемы – обида. «Ну, вот, — говорю, — давай с этой обидой, и поработаем в парилке. Ты опишешь эту обиду, даже можешь мне не говорить подробности, но важно найти, где эта обида в тебе зацепилась. И я попробую её вытащить из тебя. А ты мне помогай». Он согласился. На­чинаю его парить. Вижу, что тёмная плотность прямо сидит на его спине. Спрашиваю: «где у тебя эта обида скопилась?» «Где-то на шее», – говорит. Начинаю работать с этой плотно­стью разными способами. Ему же говорю, выговаривай всю свою обиду, выпускай и расставайся с нею, выкидывай её из своего сознания. Слышу, начал бормотать. Вижу – плотность начала уходить. Поддаю пару и гоню её уже нещадно. Гово­рю ему: «если хочется — кричи». Как он закричит вдруг, я сам чуть не напугался. В общем, справились мы с ним вместе с его обидой. Прошибло его прямо до слёз. Что уж там он сам делал, не знаю. Но в конце он сказал: «много лет мучила меня эта проблема, и вот наконец-то отпустила. Мне так легко и радостно! Вот так баня! Как же это она делает»?

Что же происходит в бане? Попробуем немного в этом разобраться.

В бане человека очищают, лечат и исцеляют четыре ос­новные стихии материального мира, или, как их еще называ­ют, божественные энергии, или энергии самого Бога: огонь, вода, земля и воздух. В ведической науке их еще называют первоэлементами, из которых сотворен материальный мир. Правда, есть еще один первоэлемент, который называется эфир, он идет первым в ряду всех первоэлементов. Одной из форм эфира является звук, а его характеристика – звучность, звуконосность. Поскольку звук есть некая вибрация, то мож­но добавить еще и такую характеристику эфира, как вибра­ция или колебания. Этой стихией также можно пользоваться в бане. По сути, все остальные стихии: огонь, вода, земля и воздух, содержат внутри себя стихию эфира, то есть некие вибрации, и эфир используется вместе с этими стихиями, хотя им можно пользоваться и отдельно.

Огонь присутствует в печке бани, он нагревает камни в каменке, воздух в парилке, воду в баке и стены бани. Это все превращается в жар, который действует на нас через воздух в бане. Жар содержит в себе как сам горячий воздух, так и из­лучения тепла от камней, от нагретых стен и нагретой воды в баке. Эти излучения очень благоприятны для человека. Огонь дает полный спектр излучения, он содержит и очень жесткие излучения, и очень мягкие, но жесткие излучения превалиру­ют. Для парения требуются именно мягкие излучения, можно сказать, вторичные излучения, которые исходят от нагретых камней, воды и дерева.

Водой мы смачиваем и ополаскиваем веники, а также омываемся после парилки. Кроме того, поливая раскаленные камни, мы получаем пар, который нас парит. Таким образом, вода нас омывает, а соединяясь с огнем в виде жара в камнях, образует пар, который витает в воздухе.

Земля присутствует в виде камней и деревянных стен, а дерево, как мы знаем, вырастает из земли.

Необходимо отметить, что в бане по-черному, ко всему добавляется предварительное прямое воздействие на про­странство бани огня и дыма, содержащего продукты сгорания деревянных дров со смолами, дегтем и другими веществами, а также осевшая на стенах после сжигания дров сажа. Пря­мой огонь и дым выжигают и вычищают пространство бани идеальным способом, а сажа на стенах поддерживает полу­ченную чистоту. После топки бани по-черному в ней уста­навливается абсолютная стерильная чистота, которую невоз­можно достичь ни в какой операционной палате. Там не то, что нет вирусов и болезнетворных микробов, там не удержи­ваются никакие тонкоматериальные негативные вибрации и сущности. В этом кроется секрет мощного воздействия бани по-черному.

Все материальные стихии имеют свойство очищать чело­веческое тело при правильном их применении. Огонь сжига­ет и выжигает грязь, вода смывает грязь, воздух уносит грязь через движение, земля вбирает в себя грязь.

Баня позволяет убрать с тела накопившуюся грязь, выде­ляемую из тела через поры в виде пота, а также ороговевшие и омертвевшие кусочки кожи. Также баня позволяет убрать грязь с тела, которая оседает на теле из воздуха и от сопри­косновения с разными предметами и землей. Горячий воздух и горячий водяной пар заставляют тело интенсивно потеть, пар и влага пота размягчают грязь на теле, и она легко удаля­ется с тела даже просто водой, которой мы омываемся после парилки. Пот, который выделяется из тела в парилке, выно­сит на поверхность шлаки, которые накопились во внутрен­них органах. Так устроено человеческое тело, что при его нагреве оно начинает потеть, чтобы охлаждаться. При этом все внутренние органы начинают интенсивно выбрасывать накопленные шлаки, которые выходят на поверхность вместе с потом. Нагрузка на работу внутренних органов при этом сильно возрастает, что необходимо учитывать при регулиро­вании температуры и времени нахождения в парилке. Таким образом, баня помогает очистить поверхность тела от нако­пившейся грязи, а также освободится от физической грязи (шлаков), накопившейся во внутренних органах в процессе их жизнедеятельности. Поэтому после бани человек всегда чувствует облегчение и получает от этого удовольствие. Сле­довательно, можно сказать, что человек ходит в баню еще и для того, чтобы получить удовольствие.

Важно отметить, что повышение температуры тела че­ловека в парилке действует на него примерно так же, как и повышение температуры тела при болезни. У человеческого тела поднимается температура для того, чтобы уничтожить инфекцию, убрать из тела эту «грязь». Наверняка многие из вас испытывали на себе лечебный эффект от того, что вы основательно пропотели в постели. Для пропотевания мно­гие специально пьют горячий чай с медом, с маслом, с по­тогонными ягодами и травами, чтобы потом лечь в постель и как следует пропотеть. Примерно такой же эффект происхо­дит в парилке, когда жар от огня и пар нагревают наше тело. Кроме того, горячий воздух с паром входит в наши легкие. Если мы больны – мы вылечиваемся, если мы собираемся за­болеть, то получаем мощную профилактику. Если раз в не­делю делать такую банную профилактику, то никакая зараза в виде болезни не пристанет к нашему телу. Это знали наши предки, и поэтому ходили в баню регулярно.

Свойства материальных стихий таковы, что они действу­ют не только на грубом физическом плане, но и на тонком. Современной науке и также древней науке о человеке извест­но, что кроме грубого физического тела у нас есть еще и тон­кое тело. Более того, у человека есть несколько тонких тел, однако я не буду здесь рассматривать различные тонкие тела. Для простоты изложения и понимания я объединяю все тон­кие тела в одно тонкое тело. Так вот, материальные стихии также очищают и исцеляют тонкое тело человека, поскольку сами стихии также имеют тонкий и грубый планы.

Здесь необходимо отметить, что грубое тело и тонкое тело человека неразрывно связаны между собой. Разъединить их может только так называемая смерть. Можно даже сказать, что тонкое тело связывает душу с грубым телом человека, а сам земной человек – это душа вместе с его тонким и гру­бым телом. Проблемы и болезни в грубом теле, как правило, имеют первопричину в тонком теле, они связаны причинно­следственными связями, поэтому корень таких проблем всег­да находится в тонком теле. Так, например, все напряжения в грубом теле начинаются от напряжений в тонком теле, гово­ря современным языком, от психологических проблем. Такие проблемы можно назвать внутренней грязью или нечистота­ми в сознании человека. Когда все тела человека чисты, в них нет никаких напряжений. Как говорится, если среда этих тел прозрачна, то и сам человек здоров, и в его теле не содер­жится болезненных плотностей. Напряжения и плотности в теле – признак и результат какой-то болезни. Напряжения и плотности в теле человека хранятся и поддерживаются за счет жизненных сил самого человека, они «съедают» его жизненные силы и не дают ему жить полноценной жизнью. Поэтому можно также сказать, что душа человека, облачен­ная в больные тонкое и грубое тела, содержащие напряжения и плотности, требует исцеления.

Возвращаемся к вопросу исцеления и очищения тонкого тела. Как же материальные стихии в бане воздействуют на тонкое тело человека?

Огонь и создаваемый им жар сначала расслабляет грубое тело, напряжения уходят, что приводит к расслаблению и снятию напряжений и в тонком теле, поскольку они связаны. Снятие напряжений может быть временным, а может быть и навсегда. Все зависит от того, как воспользоваться стихи­ей огня, трансформированной в жар и пар, а также стихиями эфира, воды и земли. Для этого существуют вполне опреде­ленные приемы. Но даже временное снятие напряжения дает сильный оздоровляющий эффект.

Вода кроме поверхностной грязи забирает на себя и смы­вает внутреннюю грязь из тонкого тела, она делает это на тонком информационном плане. О таких свойствах воды из­вестно издавна, да и современная наука уже выявила и до­казала, что вода является мощным носителем и собирателем информации с огромной емкостью, и что структурированная вода может исцелять и лечить многие недуги. Например, это может делать вода, структурированная молитвами или целеб­ными камнями.

Земля, также как и вода, вбирает в себя не только физиче­скую грязь, но и также может поглощать внутреннюю грязь из тонкого тела, очищая и оздоровляя его таким образом. Не­случайно в русском языке есть выражение «Матушка-земля». Неслучайно говорят о силе земли, которой она может наде­лить человека.

Воздух – это та стихия, которая вычищает, выветривает и уносит, особенно с жаром и с паром, накопленную в тонком и грубом теле грязь. Поэтому в парилке, кроме всего прочего, должна быть очень хорошая вентиляция, чтобы воздух мог беспрерывно циркулировать. Более того, очень желательно, чтобы в парилке было окно, открыв которое, можно было бы хорошенько проветривать парилку. Воздух с жаром и па­ром выносит из парилки не только запахи пота и физические эманации, но и негативные вибрации, исходящие из тонкого тела, то есть его грязные вибрации.

Древние науки утверждают, что существуют бестелесные сущности, которые могут подселяться в тонкие тела челове­ка. На Руси их называли чужими духами. Духи эти питают­ся внутренними жизненными силами человека и достигают своих корыстных целей, используя тело человека. Таким образом, они обессиливают самого человека и не дают ему достигать его целей. Приведу яркие примеры. Например, в пьянице живет дух, которому нужно наслаждаться винопи­тием и алкоголем. В курильщике живет дух, которому нуж­но наслаждаться табакокурением и никотином. В ловеласе живет дух, которому нужно наслаждаться сексом и женским телом. Парадокс состоит в том, что люди, в которых живут такие духи, отождествляют себя с этими духами и считают, что это они и есть и это нормальный образ жизни. Есть еще другое название таких чужих духов – одержимость (чужим духом). Также есть большое количество всевозможных духов и одержимостей, возможно гораздо менее выраженных, кото­рые мы зачастую не замечаем и считаем, что их присутствие в нас в порядке вещей и что это и есть мы сами. Впрочем, это самостоятельная тема, которую надо раскрывать отдельно. Здесь достаточно обозначить принцип существования таких болезней в тонком и грубом телах.

Так вот, баня, кроме всего прочего, очень способствует устранению таких болезней — чужих духов и последствий их пребывания в теле, поскольку они не могут долго нахо­диться в такой сильной очищающей среде. Если к тому же человек, который парится или парит, имеет видение и спо­собности изгонять таких духов, то очищение от чужого духа произойдет с высокой степенью вероятности либо временно, либо навсегда. Впрочем, это также отдельная тема, которую следует излагать в ином контексте. Тут есть смысл сказать, что даже временный исход чужого духа дает очень сильное облегчение, поэтому после бани многие люди чувствуют себя как «народившийся младенец», тело и сознание которого еще чистое и легкое, оно становится прозрачным, мягким, гиб­ким. Складывается ощущение, что «сто пудов», давивших на нас, свалилось с плеч.

Приведу уместную здесь выдержку из книги Велеслава Волха [21]: «На взаимодействии энергий огня и воды осно­ван и русский банный ритуал. Именно ритуал, потому что, у язычников, посещение бани было обрядом святого прича­стия. В бане человек сливался с божественными энергиями воды и огня, очищаясь от негативной энергии и впитывая в себя живительную силу огня. Именно русская баня с её влажным паром, наполненным ароматами пробуждающейся природы (от замоченных в воде веников), очищает, как счи­талось, не только тело, но и душу, пробуждает скрытые «ре­зервы организма». Посещение парной бани, при правильной организации этого обряда, может принести душе человека больше пользы, чем посещение церкви. В этом обряде про­является ведическое ощущение Бога.

Сейчас уже забыт обычай наших пращуров, предлагать любому гостю посетить баню, а потом заводить в дом. И дело здесь совсем не в желании сделать гостю приятное. В этом ритуале заложена забота о чистоте собственного жилища. Гость не должен занести в дом энергетику (собранную им по разным дорогам, в разных местах), которая может навредить хозяевам дома».

Нужно отметить, что огромное значение имеет знание о том, как с помощью материальных стихий активно очищат­сья и исцеляться. Ставлю акцент на слове «активно». Ведь в бане возможно как пассивное, так и активное очищение. Можно просто придти в баню, посидеть там, погреется, по­том принять омовение водой, и это будет замечательно, это даст свой оздоровительный эффект. Но это пассивный под­ход. Для максимального эффекта нужен активный подход, нужны вполне определенные действия того, кто парится или парит другого человека. После активного захода в парилку человек может получить такое облегчение, что станет лег­ким, как пушинка, и это дает ни с чем не сравнимое удоволь­ствие. Русская пословица говорит: «Банька — не нянька, а хоть кого ублажит»

Итак, парильщик в бане может активно использовать для очищения, исцеления и оздоровления человека материаль­ные стихии. И тут нужно понять: с помощью чего он это де­лает, чем он это делает, и как он это делает.

Обычно принято считать, что в русской бане парильщик парит вениками. И это действительно так. И в то же время это не так. Почему? Потому что веники он держит в руках. По сути, парильщик парит руками, а веники есть продолже­ние его рук. И нужно об этом постоянно помнить. Поэтому необходимо отчетливо понимать, что нужно делать париль­щику руками, а еще точнее, что нужно делать руками с телом другого человека, хотя руками он его может и не касаться. Без такого понимания эффект парения будет иным. Однако, необходимо добавить, что руки, в свою очередь, — это часть грубого тела, которое, в свою очередь, управляется тонким телом человека, которые вместе управляются душой. То есть, мы парим другого человека в первую очередь своей душой, потом своим тонким телом, содержащим наши эмоции, потом руками, и только потом вениками. А если быть еще точнее, то всем этим комплексом вместе. Когда говорят «от души», то всегда имеют в виду действие душой в первую очередь. И это тоже еще не все, потому что при этом мы используем для па­рения материальные стихии и их комбинации – эфир, огонь, жар, пар, воздух, воду, землю. Как их активно привлекать и использовать в парилке — это отдельная тема. Все это вместе взятое означает, что мы должны создавать четкий и ясный об­раз наших действий, удерживать этот образ и воплощать его в наших намерениях и движениях, как на тонком плане, так и на грубом телесном плане.

Возникает следующий правомерный вопрос – и чего же мы хотим достичь в результате парения? Что мы хотим сде­лать с человеком, которого парим? На одном из банных семи­наров я задал такой вопрос всем присутствующим, и получил ответы, которые можно свести к следующим:

 

  • попарить человека (без разъяснения, что это такое)
  • поколотить или похлестать веником
  • сделать человеку приятное
  • прогреть человека
  • очистить человека
  • полечить человека
  • отблагодарить за то, что он меня попарил
  • сделать так, как это принято в бане.

 

И это все верно. Однако следует подумать о более высо­кой и универсальной цели для человека. Ведь чем выше цель, тем сильнее эффект. Одна из таких высоких целей для каждо­го человека — быть счастливым, потому что любой человек стремится к этой цели. Поэтому лучше всего принять именно такую главную цель в бане для парильщика — сделать дру­гого человека счастливым. Вот только инструменты в бане нужно применить соответствующие, начиная от души и за­канчивая вениками, используя при этом все четыре матери­альные стихии. В связи с этим и поэтому очень важно, в каком состоянии парильщик парит другого человека. Потому что сделать дру­гого человека счастливым полноценно можно только тогда, когда мы относимся к нему с доброжеланием, с уважением, с любовью. В древней ведической традиции, например, принято счи­тать, что один человек делает счастливым другого, если бес­корыстно удовлетворяет его чистые (не противоречащие же­ланиям Бога) желания, то есть доставляет ему такое удовлет­ворение. Поскольку это не противоречит желаниям Бога, то тем самым удовлетворяется и сам Бог, удовлетворение кото­рого является самым главным служением в жизни человека. И этот процесс принято называть чистым служением. Такого человека, который выполняет такое служение, можно назвать Слугой в высоком понимании этого слова. Парильщик в бане должен быть в состоянии именно такого служения и в поло­жении именно такого Слуги, который в первую очередь дела­ет все возможное, чтобы сделать человека, которого он парит, счастливым.

 

[1]Вежа (др-рус) — этап или период жизни человека, в который он пере­ходит с возрастом, накопив определенные знания и качества. Толковый словарь Даля дает следующее определение слова «вежественный»: знаю­щий, сведущий; ученый, образованный.