Меню Закрыть

Введение

Введение


   Русская баня – эти два магических слова вряд ли оставляют

кого-то равнодушными, когда они звучат или когда они попадаются в любом тексте. По крайней мере, слова эти

для тех, кто знает русский язык,  как минимум, никогда не вызывают отрицательных ощущений, а как максимум,  они вызывают теплые и благостные эмоции.

Для многих людей русская баня – это символ здоровья, символ очищения, символ радости души и тела, символ праздника, а многие вообще не представляют жизни без русской бани. Для тех, кто живет в деревнях и селах – это просто неотъемлемая часть жизни.

Что же это за чудо – русская баня? Что же такое магическое, сакральное  и чудесное происходит в бане, за что её все любят и уважают? Есть ли какие-то особые секреты, за счет которых баня так популярна?  Редко кто задумывается над этим, хотя многие  пользуются русской баней.

Но !!! Даже из всех тех, кто ей пользуется, за исключением профессионалов и мастеров парения, большинство простых и обычных людей получают  далеко не всё возможное, что можно и нужно получить. Обычные люди даже зачастую не знают, что может дать русская баня, и пользуются ею очень примитивно. Я не говорю уже о тех людях, которые вообще не пользуются русской баней.  И происходит это от того, что в основной массе мы  растеряли глубокие знания о русской бане, мы растеряли культуру банного искусства. Мы зачастую толком не знаем, как правильно нужно парить и париться, потому что видим и знаем только внешние, механистичные действия в бане, да и знаем-то 3-4 таких действия. Большинство простых людей  даже не подозревает, какая мощная оздоровительная и очистительная сила заложена в русской бане, и что может сделать такая сила, если её правильно, со знанием дела применять.

В последнее время популяризация русской бани набирает обороты благодаря усилиям энтузиастов, которые создают направления и школы русской бани, размещают текстовые и видеоматериалы в сети Интернет, что меня вдохновляет и радует.

Необходимо также отметить, что о русской бане написано немало различных статей и книг, и даже несколько энциклопедий, как современными авторами, так и авторами, жившими в предыдущие века. Достаточно подробно описана в этих книгах  история бань, и в том числе русской бани, описаны исследования воздействия банных процедур практически на все органы человеческого тела и на физиологические процессы, происходящие в теле человека. Во многих книгах подробно описано строительство бань, даются подробные рекомендации из чего строить баню и  как её строить. Большое внимание в разных книгах уделяется внимание всем сопутствующим бане процессам и действиям, также оздоровительным процедурам, стоящим на стыке с банным делом. А именно: массаж, правка суставов и внутренних органов, растяжки,  лажение, закаливание, ароматерапия,  лечение настоями и отварами трав и ягод, промасливание, медовые процедуры, глиняные и соляные процедуры, психотехнические работы и т.д.  И в тоже время, в этом большом количестве книг крайне мало написано о том, как лучше париться и как лучше парить другого человека. Если взять всю информацию, изложенную в книгах о русской бане за сто процентов, то информация о том, как парить в бане, будет занимать не больше пяти процентов, хотя это и есть самое главное в бане. Конечно, знания о том, как парить и париться, есть не только в книгах, этими знаниями в гораздо большем объеме обладают многие профессионалы-парильщики, массажисты, совмещающие баню с массажем, народные целители, ведуны и знахари,  и даже обычные люди, которым от отцов и дедов были переданы знания о бане. Однако, в книгах этой информации мало и недостаточно.

Огромное спасибо всем авторам книг, в которых описаны способы и методы парения. Однако, следует также сказать, что практически никто из них, за редким исключением,  не раскрывает полноценно  образов того, что же и как они делают с самим человеком, которого парят, что они делают с телом этого человека, и к какой цели они стремятся. В лучшем случае это сводится к красивому художественному описанию различных  движений вениками, или  к перечислению нескольких технических приемов. Конечно, это очень важно и нужно для понимания того, как лучше и правильнее парить, это очень ценные знания, которые далеко не все знают из тех, кто пользуется баней. Более-менее этими знаниями владеют профессиональные парильщики, которые работают в банях, спортсмены – парильщики,  спортивные врачи и массажисты, народные целители. Тут надо отметить, что две самые сильные современные книги о бане, как я считаю, были написаны  спортивными массажистами, которые работали со сборными по различным видам спорта СССР и России. Но при всем при этом, образы действий парильщика так и остаются нераскрытыми в литературе до конца.

Постараюсь пояснить, что я имею в виду. Возьму два простых примера. Первый пример: когда хирург оперирует больного и вырезает ему опухоль, он предельно четко понимает, что он делает, причем он еще в самом начале операции уже знает, что он будет делать и как будет делать с телом пациента.  То есть, у него в сознании есть совершенно четкий образ действий, который он и реализует впоследствии своими действиями. При этом он также четко знает,  какова цель операции,  то есть, каким должен быть  её результат. Он знает, с помощью кого,  и чего он будет делать операцию,  какие инструменты,  и какие лекарства он будет использовать.  Второй пример: когда массажист делает массаж пациенту для снятия мышечного  напряжения, он совершенно четко знает и понимает, что нужно убрать именно это напряжение. Он знает, как это следует сделать,  и с помощью чего он будет это делать, какие массажные движения будет применять, какие технические приемы будет использовать. У массажиста также есть полный образ действий, и ясное понимание того, что он делает с пациентом.

Возвращаемся теперь к парильщику. Парильщик ведь также работает с телом другого человека, он ведь также осуществляет воздействие на тело человека, а раз воздействие было, то непременно будет и результат. А результат всегда определяется в основном воздействием. И здесь было бы очень хорошо понимать, что же хочет достичь парильщик, когда начинает парить другого человека?  Чем же парильщик воздействует на тело другого человека? Более того, было бы неплохо также явно понимать и осознавать, с помощью чего парильщик  воздействует на тело другого человека, что он использует и как использует? Какие вообще можно тут использовать технические движения, и что может стоять за каждым техническим движением, и какие технические движения лучше применять и в каких случаях и для каких целей? Какой образ действия следует удерживать в своем сознании, когда паришь человека? А еще ведь в бане можно регулировать температуру и насыщенность пара, и возникает вопрос – как правильно этим пользоваться и для каких целей? Собственно говоря, эта предлагаемая вашему вниманию небольшая книжка есть попытка описать ответы на заданные вопросы. Эти ответы я искал сначала неосознанно, а потом осознанно много лет. Нахождению искомых ответов способствовало то, что я изучал Русскую и Славянскую народные культуры, а также Ведическую культуру.  Много знаний о бане я почерпнул из знаний об этих культурах.

Оговорюсь сразу, что я не претендую на то, что я нашел всеобъемлющие ответы на поставленные выше вопросы, скорее всего я лишь начал отвечать на них, и очень многого еще не знаю и не умею. Поскольку мне удалось в какой-то степени найти ответы на перечисленные  вопросы, используя знания и опыт других людей и свои реализации, я счел необходимым делиться своим видением и своими знаниями с другими людьми. В этом и заключается основное предназначение этой небольшой книжки.

Соответственно этому предназначению в предлагаемой вашему вниманию книжке в основном рассматриваются ответы на эти вопросы, и не описываются вопросы, которые были исследованы другими авторами.  А именно: исследования истории бань,  исследования результатов воздействия банных процедур на  различные органы и системы человеческого тела,  вопросы строительства бань и другие вопросы, находящиеся на стыке с банной темой.  Очень кратко я рассматриваю вопросы подготовки бани и другие процедурные вопросы, поскольку они не являются главными, но тем не менее важны в данном контексте.

В этой книжке также я очень кратко даю сведения об истории бани, об исследованиях банных процессов.  Причем я это делаю в основном в виде цитат из книг других авторов.

Две главы, которые содержат описание исторических и географических корней бани, а также обзор изданий современных авторов о бане, я разместил в конце книги. Сделал я это осознанно, поскольку не всем эта информация будет интересна, но и без этих разделов книга будет неполноценной.

Подробно об исторических корнях бани, об истории развития бань в разных странах и у разных народов, об исследованиях банных процессов и воздействия их на человека, о строительстве бани можно прочитать в книгах, на которые я ссылаюсь, а также в книгах, на которые ссылаются сами  авторы цитируемых мною книг.

В то же время, должен отметить для любознательного читателя, что для подготовки сознания к более глубокому пониманию основного материала, расширению  сознания для восприятия более глубокого слоя информации, желательно сначала прочитать две последние главы, а затем уже переходить к первой главе. Впрочем, можно прочитать всё подряд, а потом снова вернуться к началу книжки.

Здесь также важно отметить, что я не являюсь профессионалом-парильщиком, я просто любитель русской бани. В связи с этим на эту книжку стоит смотреть  как на описание опыта и знаний любителя, смотрящего именно с точки зрения любителя и простого человека, поскольку профессионалы, которые посвятили всю свою жизнь банному делу, смотрят  несколько с другой стороны. Мне хотелось бы, чтобы каждый человек, который не равнодушен к бане, смог бы сам взять и практически применить элементы банной культуры для себя и для своих близких людей, смог бы осознанно и максимально эффективно в силу этого парить и париться в бане.

Также важно отметить, что я практикую и описываю вполне определенный подход к банным процедурам, который может отличаться от подходов других людей, поскольку нет одинаковых даже двух людей, все люди абсолютно индивидуальны.

В этом контексте считаю необходимым отметить, что в процессе подготовки этой книжки к изданию мне посчастливилось познакомиться с замечательным профессионалом банных дел Бояринцевым Иваном Борисовичем, президентом НП «Банный союз». Как выяснилось в процессе этого  знакомства, у профессиональных банщиков, которые проводят различные фестивали и чемпионаты по банному мастерству,  есть своя сложившаяся терминология приемов парения. И эта терминология несколько отличается от терминологии, которую я использую в своей книге. Отличия имеются двух видов:  они есть в разных названиях одних и тех же действий, а также в том, что я еще разделяю отдельно технические движения и отдельно действия, в которых используются различные технические движения. В связи с этим  я сделал в виде отдельного Приложения 1  сопоставление терминов, которые я здесь использую, и терминов, которые используют профессиональные парильщики на своих чемпионатах по банному мастерству. Там я указал на полное или частичное совпадение применяемых терминов, что позволит людям, привыкшим к профессиональным терминам, однозначно воспринимать термины, применяемые в этой книжке.

Основная особенность этой книжки состоит в том, что в ней делается главный акцент на построении и применении образов действий парильщика, соответствующих этим действиям.  Применение образов действий я взял из тех знаний, которые получал, изучая русскую народную и ведическую культуры. При этом я использую самые простые и понятные образы действий, которые можно назвать упрощенными по сравнению с образами, которые использовали наши предки в обрядовых и ритуальных действиях, в том числе  с использованием приговоров и заговоров. Для этого я использую представление недугов и болезней в виде напряжений  в плотном и тонком телах человека. Эти напряжения  следует убрать или снять определенным образом с помощью стихий эфира, огня, воды,  воздуха и земли, находящихся в парной в активной фазе.

Применение более глубоких и полных образов в обрядовых и ритуальных действиях и со специальными  заговорами  и приговорами в их изначальной форме как элемента массовой банной культуры практически было утеряно, но  все-таки сохранилось  в некоторых описаниях и в практике очень небольшого количества людей. Для того, чтобы понимать, что я имею ввиду под более глубокими образами, поясню, что такое ритуал и что такое обряд.

Слово ритуал  происходит от слова «рита», что означает порядок в широком смысле, и в том числе  гармонию состояния мироустройства. Поэтому ритуал есть некое действие, которое приводит в порядок, в гармонию с мировым порядком внутреннее состояние человека и его внешние действия. Каждый человек должен действовать в соответствии с мировым порядком или законами, по которым устроен этот мир, и для обучения этому  и поддержанию этих законов, когда они нарушаются, используются ритуальные действия.

Слово обряд происходит от слова «ряд», который несет в себе смысл действия «рядиться», «наряжаться» в соответствии с определенными правилами, или же несет такой смысл –  встать в соответствующий ряд прохождения  человеком определенных веж в соответствии с его возрастом и набранными качествами. Так, например, незамужняя девка, то есть невеста (не-веста, не обладающая соответствующими  вестями или знаниями), не может встать в один ряд с замужней женщиной, то есть «рядиться» под замужнюю женщину.  Невесте нужно набрать определенные  качества, чтобы она могла стать женой и матерью. И тогда возможен переход из одной вежи в другую, но для этого нужно  действие, которое называется «обряд».  После обряда невеста становится замужней женщиной.  И все теперь знают – девка стала замужней женщиной. Она перешла в другую вежу. Теперь с ней нужно обращаться по правилам этой вежи. Или, например,  маленький мальчик также не может встать в один ряд с парнем, как не может парень встать в один ряд, например с воином. Иначе они оба станут невежами, если начнут «рядиться» не в свои «одежды». Необходим набор качеств, затем прохождение обряда, и только тогда можно пополнить ряды соответствующей вежи. Обрядов у русского народа было множество, включая и более простые жизненные ситуации, но все они имели четкий смысл, и были наполнены вполне конкретными образами.

Поэтому, и ритуалы и обряды являлись очень важными составляющими жизни русских людей. Они были жизненно необходимы, чтобы мир был упорядочен, управляем и созидателен.  Но при этом и ритуалы, и обряды проводились в глубоком понимании всего мироустройства при наличии определенного мировоззрения на то, как человек позиционирует себя и свою жизнь в мироздании. В противном случае они не имели смысла.  До христианства на Руси мировоззрение людей формировалось древней культурой, а именно, ведической культурой, которая насчитывает сотни  тысячелетий, а не два тысячелетия,  по сравнению с христианством, пришедшим на Русь примерно тысячу лет назад.  После потери многовекового мировоззрения русского народа в христианском периоде,  и позже в коммунистическом периоде,  многие обряды и ритуалы современным людям кажутся если не глупыми, то уж бессмысленными точно. И все это происходит потому, что нам за ними не видно никаких образов, которыми было наполнено мировоззрение русского народа. И в этом мировоззрении было много того, что мы сейчас не знаем. Поэтому часто применяемые приговоры и заговоры, сопровождающие обряды и ритуалы, дошедшие до нас в писаном виде, кажутся совершенно непонятными, за ними мы не видим тех образов, которые видели в старину русские люди.  Поэтому мы и не можем толком применить ритуалы, обряды, приговоры и заговоры – у нас отсутствует соответствующее мировоззрение.  Чтобы их применять полноценно, надо поменять мировоззрение.  Только тогда они наполнятся образами, силой, и станут действовать.

Поэтому я применяю в данной книжке самые простые образы действий, которые могут быть поняты большинству людей, находящихся в мировоззрении, присущему нашему поколению и нашему обществу. Однако эти образы  все равно опираются на древние знания, часть из которых принимается сейчас большинством людей в  современном обществе.

Еще раз хочу отметить, что для полноценного применения образного парения в русской бане с использованием всевозможных ритуалов, обрядов, заговоров, приговоров, молитв и мантр,  необходимо принять мировоззрение русского народа в рамках ведической культуры, на котором они были основаны. Только тогда они будут наполнены образами и будут иметь воздействие. Тем не менее, возможно применение упрощенных образов, соответствующих нашему текущему мировоззрению, которые даже в таком виде обладают удивительной силой.

Эту книжку я написал в стиле рассказов и бесед, которые я проводил на банных семинарах, обращаясь непосредственно к слушателям, а в данном случае я обращаюсь к  вам, дорогие читатели. Надеюсь, что эта книжка будет вам интересна и полезна


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *